«Аудит» и «аудитория» - слова родственные, произошедшие от латинского «слушать». Но если в аудиториях действительно собираются слушатели, то с первым из понятий возникает некоторая неразбериха. Что могут слушать аудиторы, если они с головой погружены в бумаги и цифры? Ведь аудит в современных условиях - это проверка и контроль финансовой отчетности предприятий и организаций.

Древнейшая профессия

Однако историки рассказывают, что около 1000 лет назад отчеты «менеджеров», которые распоряжались деньгами королевских дворов и армий Западной Европы, как раз таки слушали, а не читали. Так было и в античные времена, когда появились первые аудиторы-профессионалы. К ним обращались за помощью богатые римляне, чьи финансы зачастую пели романсы из-за нечистых на руку управляющих, коим они доверяли свои средства.

В наше время аудиторы выполняют ту же работу, что и во времена античности. То есть оценивают и подтверждают активы предприятия, насколько правильно и эффективно ими распоряжаются управленцы. Это необходимо в первую очередь владельцам бизнеса – учредителям и акционерам, ведь именно они вложили свои средства в развитие деятельности, именно они кровно заинтересованы в защите вложений, имущества предприятий, в получении максимальной отдачи от бизнеса.

«Карманный аудит» и демпинг

Российский аудит, возрожденный после долгих лет летаргического сна эпохи социализма, вошел в более-менее цивилизованное русло шесть лет назад – после принятия закона об аудиторской деятельности. Но, несмотря на лицензии, то есть разрешение, получаемое у государства через Минфин РФ, все еще процветают «черный» и «карманный» аудит.

Типичный пример – когда руководители госкомпаний годами практикуют аудит у «своей» фирмы. Чиновники из министерств, как правило, удовлетворяются гладкими отчетами таких аудиторов. У нас в Бурятии, к примеру, одна из аудиторских фирм Бурятии была учреждена при непосредственном участии главбуха крупного акционерного общества, а также племянницы гендиректора. Какие деньги уводились из поля зрения акционеров, надо только догадываться – на бумажках – аудиторских заключениях, подписанных лицензированными, но по сути «карманными» аудиторами, все чин-чинарем, не подкопаешься.

«Лицензия сама по себе не защищала собственников, в первую очередь, акционеров от недобросовестного аудита, - считает генеральный директор АФ «Триада Аудит» Светлана Доржиева. – Получить ее достаточно просто, представив в Минфин РФ пакет документов и заплатив небольшую сумму денег. Выдается разрешение на 5 лет. Единственная сложность – в аудиторской фирме должно быть не меньше пяти аттестованных аудиторов. (В связи с принятием в этом году нового закона об аудиторской деятельности – не менее трех). Чтобы получить аттестат, помимо стажа, необходимо пройти сложную процедуру проверки знаний и сдачи экзаменов в специализированных учебных центрах.

Но, несмотря на закон, многие аудиторские фирмы недобирали таких специалистов – где-то работали три аттестованных аудитора, где-то два, которые и ставили подписи на аудиторских заключениях».

Кроме того, многие аудиторы работают в одиночку. Основная их масса – бывшие бухгалтеры, зачастую советского образца. В силу возраста и одиночного состояния они в большинстве своем не в курсе перманентных изменений в законодательстве, не знают и не выполняют полностью всю процедуру полноценного аудита. Из-за чего хромает качество проверки. Зато такие аудиторы-одиночки работают по демпинговым ценам, что вполне устраивает некоторых топ-менеджеров, а то и владельцев предприятий. Правда, потом, когда нагрянут налоговая инспекция и другие проверяющие органы, или же вдруг вспомнят о своих правах акционеры, горе-руководители расплачиваются по полной программе – как говорится, «скупой платит дважды».

Выживут сильнейшие

«В этом году вступила в силу новая редакция закона «Об аудиторской деятельности», призванная ужесточить контроль качества аудиторских заключений, - говорит генеральный директор ООО АФ "Центр Аудит" Баир Дугаров. – Вместо лицензирования вводится обязательное членство всех аудиторов в профессиональных аудиторских объединениях - саморегулируемых организациях. Со вступительными и членскими взносами, которые пойдут, в том числе, и на формирование страхового или компенсационного фонда. То есть ущерб, нанесенный действиями недобросовестных аудиторов, будет возмещаться из коллективных средств СРО.
А аттестация аудиторов будет проводиться единым общероссийским аудиторским объединением в форме квалификационного экзамена. В случае аннулирования аттестата аудитор автоматически исключается из единого реестра, который ведет единое общероссийское аудиторское объединение. На мой взгляд, организация, где объединены коллеги и в то же время потенциальные конкуренты, будет бороться как с «карманным» аудитом, так и с демпингом в аудиторской среде. За счет этих и других мер в целом должно повыситься качество аудита».

Баир Дугаров сообщил, что они уже направили документы в СРО при Аудиторской палате России, где на сегодня насчитывается более 2600 членов (в том числе 1400 аудиторских организаций и 1200 аудиторов). Это одно из крупнейших профессиональных объединений, аккредитованных при Минфине России. А укрупняться и стекаться под крыло московских организаций заставляет закон, согласно которому СРО может быть зарегистрировано только тогда, когда насчитает в своих рядах не меньше 700 аудиторов либо 500 аудиторских компаний, в которых работает не менее трех аудиторов. А с 1 января 2010 года минимальная численность будет повышена до 2000 аудиторов либо 1000 аудиторских компаний.

Кроме того, как сообщил управляющий Бурятским отделением некоммерческого партнерства "Аудиторская Палата России" А.М. Доржиев, «все СРО будут требовать соблюдение нового стандарта (Правила) осуществления внутреннего контроля качества аудита. Не секрет, что многие аудиторские фирмы вообще не осуществляют такого контроля. В Правиле описаны обязанности руководителя аудиторской проверки по обеспечению качества проведения аудита, этические требования к аудиту и формированию аудиторской группы. Аудиторская организация должна вести архив, иметь в штате контролера по качеству, консультанта и архивариуса, ответственного за поддержание электронного и бумажного архивов».

А кто не справится с этими требованиями, которые, в общем и целом «подтянуты» под международные стандарты, сойдет с дистанции.

Как всегда, выживут сильные и крупные. Возможно, рынок аудита в каждом регионе поделят несколько аудиторских фирм, а в стране – 3-5 гигантских СРО, которые и будут диктовать цены. Но в любом случае, стоимость аудита возрастет, хотя бы из-за необходимости содержать архивариуса и платить членские взносы в СРО.

«Новый закон введет жесткий контроль, но не со стороны государства и чиновников, а со стороны самого профессионального сообщества. И это должно повысить качество аудита и управления предприятием», - уверены аудиторы.

Альбина Андреева