Как известно, с недавних пор строители получили право работать без лицензий, то есть на свой (и наш) страх и риск возводить дома, мосты и прочие жизненно важные и подчас опасные объекты. Вслед за ними от испрашивания разрешения у государства на свою деятельность избавлены и аудиторы – специалисты по финансовой и бухгалтерской отчетности предприятий и организаций. Как и у строителей, лицензирование заменяется обязательным членством аудиторских компаний в саморегулируемых организациях – СРО.

Правда, в отличие от строительной отрасли, новый закон «Об аудиторской деятельности», вступивший в силу с 1 января 2009 года, принимали в Госдуме мучительно долго. Видимо, финансы – дело тонкое и деликатное в отличие от строительства. Ведь еще со времен античности аудит остается самой эффективной формой контроля управления любым предприятием. Не случайно аудит как жизненно необходимая услуга для владельцев бизнеса, для многочисленных акционеров стал активно развиваться в Европе со второй половины XIX века, а в США с начала XX века в качестве средства защиты от недобросовестных управляющих, разорявших хозяев фирм и оставлявших акционеров с обесцененными бумажками в руках.

Но что будет с качеством аудита и смогут ли профобъединения избавить аудиторское сообщество от недобросовестных коллег и так называемых «карманных» аудиторов?

По словам генерального директора АФ «Центр Аудит» Б.А. Дугарова, новый закон позволит ослабить государственное регулирование аудиторской деятельности и усилить влияние саморегулирования в профессиональном аудиторском движении. Государство отныне возьмет на себя функции нормативно-правового регулирования, координацию и выработку стратегии развития аудита. А все остальное - обучение, повышение квалификации, выдача разрешений на право заниматься этим видом деятельности отойдет к аудиторскому сообществу.

В законе детально прописаны права и полномочия СРО – некоммерческих организаций, куда до 1 января 2010 года войдут все аудиторы. Как сообщила генеральный директор АФ Триада Аудит С.Б. Доржиева, на первые 6 месяцев минимальная численность этих добровольно-обязательных объединений составит 700 аудиторов либо 500 аудиторских компаний, в которых работает не менее трех аудиторов. А с 1 января 2010 года этот порог будет повышен до 2000 аудиторов либо 1000 аудиторских компаний. Понятно, что в одном отдельно взятом регионе, даже самом крупном, не говоря уже о Бурятии, набрать столько членов – трудно и практически невозможно. Разве что в Москве. Так что в реальности аудиторские СРО будут сосредоточены в основном в столице страны.

Между тем первоначально предполагалось, что СРО может быть зарегистрировано только при наличии не менее 1500 аудиторских компаний или 3000 аудиторов в качестве членов. Эти цифры вызвали множество споров, причем как среди аудиторов, так и экспертов. Одни считали, что данная поправка приведет к неоправданной монополизации этого рынка и слишком высоким ценам, другие - что это поможет исключить из своих рядов недобросовестных аудиторов.
В итоге приняли компромиссное решение с меньшим числом членов. Тем не менее, вполне вероятно, что цены на аудиторские услуги возрастут в 2-3 раза. А для целого ряда предприятий – банков, открытых акционерных обществ аудит или независимая проверка финансовой деятельности – вещь обязательная, прописанная в законе. Но, как считают аудиторы – к ним также могут присоединиться и акционеры, аудит - это не та услуга, на которой надо экономить.

Доверяй, но проверяй, говорит народная мудрость. В конце концов, даже самый умный и опытный директор предприятия – генеральный, исполнительный или финансовый, могут допускать ошибки, о которых сами не подозревают, но которые чреваты крупными налоговыми санкциями.
Таким образом, аудиторы наряду со строителями с начала будущего года будут работать в новых условиях – под жестким контролем своих коллег по «цеху» - единомышленников, но в то же время и потенциальных конкурентов. Почти по Марксу - единство и борьба противоположностей, которое, по замыслу законотворцев, ведет к прогрессу и развитию аудиторской деятельности, скашивая на корню ростки регресса, деградации, мошенничества и коррупции в виде «черного», карманного и прочего недобросовестного аудита.

Альбина Андреева